Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Формирование элементарных математических представлений​

​Формирование элементарных математических представлений

Программно-методическое обеспечение:

Пояснительная записка

«Игралочка. Практический курс математики для дошкольников» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасованаправлен на развитие математических представлений детей 3-7 лет,является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000 ….».

Вариант использования курса математического развития «Игралочка», мы считаем возможным и целесообразным в связи синтегративным характером дидактической системы Л.Г. Петерсон, ее соответствием современным целям и задачам образования, нормативно зафиксированным в документах Минобразования и РАО, высокой результативностью курса «Игралочка», его направленностью на формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников, преемственностью с начальной ступенью образования, что, без сомнения, усиливает данный раздел примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга». Данная дидактическая система является интегративной, полностью соответствует современным целям образования на всех его ступенях (Заключение РАО от 14.07.2007, гриф 2010), а сам курс допущен к использованию Министерством образования Российской Федерации, начиная с 1998 года. Как показывает опыт, данный вариант работы в большинстве случаев приводит к более высокому качеству математической подготовки детей, что особенно ярко проявляется при их переходе в начальную школу (курс математического развития «Игралочка» является начальной ступенью курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон для начальной и средней школы, который является сегодня одним из наиболее распространенных и результативных курсов).

Данный курс содержит краткое описание концепции программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000 …» (Премия президента РФ в области образования за 2002 год) и соответствует целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО, а именно:

Программа ориентирована на всестороннее развитие ребенка, развитие мышления, творческих способностей детей, их познавательной активности и интерес к математике.

Организация образовательного процесса

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Взрослый подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения — делают «открытия». Взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой в ходе таких игр носит личностно ориентированный характер и позволяет вовлечь каждого ребенка в активную познавательную деятельность.

Большое внимание уделяется развитию у детей вариативного и образного мышления, воображения, творческих способностей. В процессе исследования математических объектов дети предлагают свои варианты решения, перебирают различные варианты, обсуждают и согласовывают разные мнения, придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении — эмоционально пережи­вают успех. Задача взрослого — в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Дети не замечают, что идет обучение, — они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система образовательных ситуаций воспринимается ими как естественное продол­жение их игровой и практической деятельности.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую главную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательного процесса с дошкольниками является атмосфера доброжелательности, творчества, созидания. Педагогическим инструментом для создания такой образовательной среды в курсе «Игралочка — ступенька к школе» является система дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

Принцип психологической комфортности

Взаимоотношения с детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного отношения, моральной поддержки и взаимопомощи; при этом обеспечивается минимизация стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности

Освоение детьми окружающего мира осуществляется не путем получения детьми готовой информации через трансляционное объяснение, а через самостоятельное (под руководством взрослого) ее «открытие» и освоение в активной деятельности.

Принцип целостности

У ребенка формируется целостное представление об окружающем мире, о себе самом, социокультурных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Принцип минимакса

Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории саморазвития, в своем темпе, на уровне своего возможного максимума при обязательном достижении каждым дошкольником базового уровня (минимума).

Принцип вариативности

Детям систематически предоставляется возможность собственного выбора, у них формируется умение осуществлять осознанный выбор информации, способа действия, оценки, поступка и др.

Принцип творчества

Образовательный процесс сориентирован на развитие творческих способ­ностей каждого ребенка и приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности

Обеспечиваются преемственные связи между детским садом и начальной школой на уровне технологии, содержания и методик с позиций формирования готовности детей к дальнейшему обучению, труду и саморазвитию.

Все изложенные выше принципы являются, прежде всего, здоровьесберегающими. Вместе с тем они интегрируют современные научные взгляды об основах организации образовательного процесса развивающего типа в сфере непрерывного образования и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, системного формирования у них опыта выполнения универсальных действий, сохранения и укрепления их здоровья.

Занятия проводятся в технологии «Ситуация», которая является модификацией для дошкольной ступени технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Выделяются три типа образовательных ситуаций (занятий) с детьми старшего дошкольного возраста:

Подчеркнем, что слово «занятие» применительно к дошкольникам мы пони­маем как условное обозначение заинтересованной и увлекательной совместной деятельности детей и взрослых по исследованию личностно значимой для детей образовательной ситуации. Увлеченность детей, их горящие глаза, желание играть еще и еще — вот те необходимые условия, без которых описанные выше задачи подготовки детей к успешному переходу на следующую ступень образования решить невозможно.

Условие необходимое, но не достаточное, — ведь речь идет не просто об общении и приятном времяпровождении, а о формировании у детей в процессе организованной образовательной деятельности необходимых представлений, умений, качеств. И здесь на помощь педагогу приходит соответствующий новым требованиям педагогический инструментарий — описанная выше система дидактических принципов и технология «Ситуация».

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них мате­матического содержания. Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода.

В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает»; в старшем — «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».

Структура занятий «открытия» нового знания имеет следующий вид.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»),

На данном этапе (как правило, в процессе дидактической игры) воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются их знания, опыт, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и пр.), необходимые для самостоятельного построения нового способа действий. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не замечают, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

На данном этапе в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Система вопросов «Смогли?» — «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов действий) посредством простой «догадки», подготовленной воспитателем с помощью методических средств.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое зна­ние (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом взрослый обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность.

На данном этапе дети приобретают опыт выполнения таких важных универ­сальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

На занятиях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков общения и выполнения различных видов действий. Поэтому основная цель занятий такого типа — тренировать (мыслительную операцию, познавательный интерес, умение, навык, способность и т.д.). Дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с выполнением запланированных воспитателем действий. Параллельно с этим идет закрепление и развитие сформированных у них математических представлений.

Таким образом, цель образовательных ситуаций тренировочного типа аналогична таким знакомым для педагогов целям, как «закрепить», «повторить», «отработать». Однако в данном курсе они имеют принципиально новое содержание: не формальное заучивание детьми и воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.

Структура занятий тренировочного типа:

Целями занятий обобщающего типа являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно - проверка уровня его сформированности. Их структура точно такая же, как и тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием обоих воспитателей, работающих в группе (один организует образовательный процесс, другой фиксирует результаты детей). Основным формами работы на этих занятиях являются индивидуальные задания или работа в небольших подгруппах (6-8 человек).

На занятиях обобщающего типа категорически недопустимо создание обстановки экзамена. Такая обстановка приведет лишь к никому не нужной нервозности, потере интереса ребенка к занятиям, при этом результаты диагностики нельзя будет считать объективными.

Частота и продолжительность непрерывной образовательной деятельности изменяются при переходе детей из одной возрастной группы в другую. В группе младшего дошкольного возраста непрерывная образовательная деятельность по ФЭМП проводятся 1 раз в неделю по 10-15 минут, в группе среднего дошкольного возраста 1 раз по 15 – 20 минут, в старшей группе 1 раз в неделю по 20-25 минут, в подготовительной к школе группе 2 раза в неделю по 25 - 30 минут согласно расписанию непрерывной образовательной деятельности. 


Программа курса «Игралочка – ступенька к школе» для детей 5-6 лет

Программа курса «Игралочка – ступенька к школе» для детей 6-7 лет​

Программа курса «Игралочка» для детей 3-4 и 4-5 лет​